На базе Центра междисциплинарных антропологических и социокультурных исследований ННГУ им. Н.И. Лобачевского 12 октября состоялось очередное заседание межрегионального научного семинара «Способы и функции репрезентации родства в средневековых текстах».
Целью мероприятия было обсуждение особенностей восприятия святых родственников в период Античности, Средних веков и раннего Нового времени. В работе семинара приняли участие исследователи из Москвы и Нижнего Новгорода.
В докладе кандидата исторических наук Юлии Вершининой (ИМОМИ ННГУ, Нижний Новгород) «Жена-святая — горе в семье? Королева Радегунда и Меровинги» был рассмотрен казус из житий св. Радегунды, созданных поэтом Венанцием Фортунатом и манихиней монастыря Св. Креста в Пуатье Баудонивией. С одной стороны, св. Радегунда – королева-монахиня, жена короля франков Хлотаря I, – прошла типичный для святой-аристократкой жизненный путь: происходя из знатного рода, она сначала заключила престижный брачный союз, а затем стала монахиней и основала собственный монастырь. Несмотря на все предпосылки – родство с королевской семьей, поддержка королями Франков самой Радегунды и ее монастыря, помещение в ее монастырь других женщин из рода Меровингов – особых связей между ее культом и родом королей Франкии так и не сложилось. Одной из причин подобного развития событий могла стать та интерпретация, которую ее брачной жизни дали авторы ее житий, подчеркивавшие ее нежелание быть женой и королевой, стремление минимизировать личные отношения с мужем и другими членами рода Меровингов. Более того, набожность Радегунды во многом утверждалась ее агиографами за счет противопоставления ее поведения поведению ее мужа и изображение последнего в крайне невыгодном свете, что было нетипичным для житий данного периода.
Доклад кандидата исторических наук Марии Лавренченко (НИУ ВШЭ, ЯрГУ, Москва-Ярославль) был посвящен терминам родства в «Житии Евфросинии Полоцкой». Памятник сохранился в поздних списках, однако близок текстам XII века: в «Житии» можно найти большое количество диалогов, внимание к именам и логике имянаречения. Особо интересны диалоги самой Евфросинии, ее родственниц и монахинь, которые показывают следование характерному и для Рюриковичей, и для монашеской среды этикету обращений с использованием терминов родства без эпитетов, причем для усиления экспрессии часто использовались несколько терминов родства подряд, например: «мать и сестра». Однако в «Житии» можно видеть новшество: обращения, сочетающие термин родства с термином «госпожа», так называет Евфросинию Звенислава Борисовна («госпоже сестро») и родной брат («госпожа моя мати и сестро»). Эти обращения, как показал Ремо Факкани, копируют греческую эпистолярную формулу и появляются именно во второй половине XII века как в летописях, так и в берестяных грамотах.
Доклад кандидата исторических наук Артема Маслова (ИМОМИ ННГУ, Нижний Новгород) «Петер Нумаген об отшельничестве Николая из Флюэ и его "расставании" с семьей» был посвящен специфике восприятия семейных связей в позднесредневековой Швейцарии. На материале латинского трактата Петера Нумагена (1483 г.) проанализированы особенности репрезентации брака знаменитого аскета и мистика Николая из Флюэ (1417–1487) и Доротеи Вис, выявлены основные смысловые акценты схоластического толкования казуса раздельного проживания супругов в связи с решением Николая вести жизнь отшельника. Автором доклада очерчен примерный спектр мотивов, которыми, вероятно, руководствовался составитель трактата, моделируя критическую реакцию современников на отношения христианского аскета с женой и детьми. Отдельного внимания были удостоены вопросы сопоставления данных трактата Петера Нумагена и нарративных свидетельств о биографии Николая из Флюэ, дошедших от периода последней трети XV — начала XVI в.
В ходе обсуждения докладов была особо отмечена необходимость анализа и сопоставления сведений, полученных при изучении источников различной временной принадлежности, происходящих из различных регионов.
Подводя итоги семинара, присутствующие подчеркнули значимость компаративного анализа сюжетов со сходной проблематикой и контекстуализации данных, полученных в ходе их рассмотрения, для более глубокого понимания особенностей родственных отношений в указанных сообществах.
Было принято решение о продолжении серии семинаров, посвященных особенностям восприятия родных, преступивших закон, в период Античности, Средних веков и раннего Нового времени в Европе и на Руси, а также смежной проблематике.
По итогам работы семинара планируется публикация докладов его участников в тематическом сборнике.
По вопросам участия в качестве слушателей обращаться по адресу – center-maski@yandex.ru. Координатор семинара — к.и.н., доцент кафедры иностранных языков и лингвокультурологии ИМОМИ Ю. Вершинина.