Редакция группы «Зарубежное регионоведение» (ЗР) взяла интервью у студентки Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского Дарьи Шимоновой, которая в течение 2023-2024 учебного года стажировалась в Университете Озйегин (Турция). Дарья учится на 4-м курсе направления подготовки «Зарубежное регионоведение».
ЗР: Дарья, прежде всего, расскажите в целом об университете, в котором проходила Ваша стажировка. Что это за вуз, где расположен, сколько студентов – турецких и иностранных в нем обучается? Удобно ли, комфортно ли учиться в таком вузе? Этот вуз ориентирован на подготовку более технических, естественнонаучных специалистов или в нем есть мощная «гуманитарная составляющая»?
Дарья Шимонова: В прошлом году я проходила зарубежную стажировку в Турции, в Стамбуле. Она длилась с сентября 2023 по июнь 2024, то есть я отучилась в Турции полноценно два семестра.
Университет Озйегин – это частный университет в Турции. Он расположен в Стамбуле, в районе Чекмекёй, на азиатской стороне города. Университет известен своим современным кампусом, инновационным подходом к обучению и ориентацией на практическое образование. Большая часть студентов - это турки, но также есть и иностранные учащиеся (в основном они из Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Пакистана и России).
Университет Озйегин предлагает своим студентам программы обмена и международные стажировки. Многие мои знакомые ездили из Özyeğin учиться в Италию, Нидерланды, Испанию и другие страны по программе Erasmus+.
Больше всего меня, конечно, впечатлил кампус университета. Там все сделано для комфортного обучения. Просторные аудитории, библиотека с электронными ресурсами, студенческие общежития, спортивные площадки, зоны отдыха, и множество заведений, где можно покушать. Не могу сказать, что университет больше ориентирован на подготовку технических специалистов. Он сочетает в себе как технические, так и гуманитарные направления. Например, вуз предлагает к освоению такие программы, как Инженерные науки, Бизнес и менеджмент, Гостиничный бизнес и туризм, Авиация, Международные отношения и Психология и социальные науки.
ЗР: Какие задачи Вы ставили в себе перед стажировкой? Какие конкретно знания, Вы полагаете, удалось приобрести и закрепить во время обучения?
Дарья Шимонова: В Турции я изучала такие предметы, как: “Clashing views: Current Issues in Politics and Society”, “Political Thought”, “Special Topics in Global Politics”, “Turkish for foreigners” и другие.
В первую очередь, мне хотелось углубить свои академические знания, особенно в области языков, и познакомиться с образовательной системой другой страны. Мне хотелось получить ценный международный опыт. Одной из моих ключевых целей было улучшение владения английским языком, так как обучение велось именно на нём. Я хотела развить навыки академического письма, межкультурной коммуникации и научиться работать в международной среде. К сожалению, для иностранных студентов курсы турецкого языка предоставлялись для начинающих, поэтому удавалось поддерживать только Базовый Турецкий. Помимо этого, стажировка давала возможность наладить полезные профессиональные контакты. Я значительно улучшила свои языковые навыки, стала увереннее в общении на английском.
Стажировка также стала для меня отличной возможностью развить soft skills – адаптивность, самостоятельность, умение работать в команде и управлять своим временем. Я познакомилась с новой культурой, расширила кругозор и получила незаменимый опыт, который обязательно пригодится мне в будущем.
ЗР: Интересно узнать, какое впечатление осталось у Вас от турецких студентов? Чем они отличаются от наших российских и чем, может быть, похожи российские студенты на турецких?
Дарья Шимонова: Я могу сказать, что в отличие от нас, российских студентов, турки кажутся не слишком усердными в учёбе. В Турции многие студенты тянут с выполнением заданий до последнего момента. В этом плане российские студенты чаще стараются распределить нагрузку заранее. Турецкие студенты больше ценят баланс между учёбой и личной жизнью. Они не всегда готовы жертвовать сном или отдыхом ради подготовки к экзаменам, тогда как в России такие случаи встречаются чаще.
У турецких студентов я заметила больше неформальности в общении с преподавателями. Они общаются с преподавателями довольно свободно, иногда даже в неформальном тоне, что немного отличается от привычного для нас уважительно-дистанцированного стиля общения.
Заметила, что турецкие студенты ориентируются на практику. Многие студенты уже во время обучения стараются работать, стажироваться в компаниях и участвовать в реальных проектах. В Турции большой акцент делается на практическое применение знаний.
Ну и также в общении турецкие студенты более эмоциональны и экспрессивны, чем российские. Они легко идут на контакт, быстро находят общий язык.
ЗР: Заключительный вопрос скорее носит страноведческий характер. Через обучение в вузе Вы наблюдали за страной, за тем, как идет обычная жизнь в Турции. Какое у Вас создалось впечатление о стране, о людях, какое отношение турки питают к россиянам? Удалось ли Вам поездить по стране и увидеть какие-то достопримечательности?
Дарья Шимонова: Турция является моей самой любимой зарубежной страной. И благодаря этой стажировке я смогла прочувствовать на себе повседневную жизнь турецких студентов, их стиль жизни и понаблюдала за страной и её традициями.
Турция произвела на меня очень приятное впечатление. Это страна с богатой историей, гостеприимными людьми и невероятным разнообразием – как в культуре, так и в быту. Турки в целом очень дружелюбны, общительны и открыты. Они всегда готовы помочь, даже если не знают английского.
Особенно меня удивило их уважение к традициям – несмотря на современный ритм жизни, многие придерживаются национальных обычаев, что делает Турцию очень самобытной страной.
Отношение к россиянам в Турции, по моим наблюдениям, достаточно тёплое. Многие турки воспринимают русских туристов с интересом и дружелюбием. Они часто спрашивают про жизнь в России, традиции и климат, а некоторые даже стараются сказать что-то по-русски. Конечно, бывают разные люди, но в целом никакого негатива я не почувствовала.
Во время стажировки я изучила почти каждый уголок Стамбула и все его знаковые достопримечательности. Каждые выходные старалась на целый день уезжать в город и просто наслаждаться его улочками. Также у меня была возможность на каникулах между семестрами посетить несколько городов. Каппадокию и Анкару. Не могу сказать, что столица страны сильно запала мне в душу. Она совершенно другая по сравнению со Стамбулом. Анкара более деловая и строгая. А от Каппадокии у меня остались невероятные впечатления. Уникальные пейзажи, воздушные шары на рассвете и древние пещерные города. Настоящая магия природы! Это был действительно ценный опыт.
Фото: личный архив Дарьи Шимоновой.